Раз в 52 солнечных и 73 ритуальных года циклы ритуального (см. Тональпоуалли - ритуальный календарь ацтеков) и солнечного (см. Шиупоуалли - солнечный, светский календарь ацтеков) календарей ацтеков совпадали.
Этот момент времени, после которого календари начнут отсчет заново, имел особое значение. Ацтеки верили, что эпоха пятого солнца закончится именно в конце одного из 52-летних циклов, а потому в последнюю ночь проводился ритуал обновления, который, в случае успеха, гарантировал существование мира на следующие 52 года.
Огонь и солнце
Ацтеки считали, что огонь является фундаментальным элементом мироздания: все вокруг содержит огненную частицу. Огонь был центром мира, как очаг был центром дома, а ритуальная жаровня/курильня - центром храма.
Бога огня Шиутекутли называли Тем, кто есть пуп земли, Богом середины и центра. Одно из других его имен звучало как Владыка года, ведь именно он как Старый бог следил за проведением церемонии нового огня, или связывания лет.
Связь огня и солнца прослеживается и в мифе о пятом солнце и луне. Тексистекатль и Нанауацин вошли в пламя костра для того, чтобы превратится в дневное и ночное светила.
Подготовка к церемонии
Ацтеки гасили все источники огня. Это касалось как ритуальных, так и домашних очагов. Все пламя должно было быть погашено.
Кроме того, в течение дня необходимо было тщательно убраться и избавиться от старых вещей. Индейцы выбрасывали посуду, одежду, камни для домашнего очага, ломали мебель. Изображения и скульптуры богов могли также выбросить в реку или озеру, либо тщательно очистить. Обновление мира индейцы начинали с обновления окружающих их предметов.
Считалось, что в предстоящую ночь особенно активны Цицимиме - монстры-скелеты, ассоциировавшиеся с затмением, ночной тьмой, звездами, а потому индейцы прятали женщин и детей, дабы демоны не нашли их.
Проводились вспомогательные ритуалы, которые должны были способствовать благоприятному исходу основной церемонии.
С наступлением темноты все замирало. Индейцы залезали на крыши домов и, затаив дыхание, ждали того, что должно произойти.
Церемония нового огня
С заходом солнца жрецы в одеяниях, масках и головных уборах различных богов выдвигались в сторону Серро де ла Эстрелья - священной горы в восьми километрах от Теночтитлана. Колонна богов двигалась в полной тишине. Возглавлял процессию имперсонатор Кецалькоатля.
Жрецы несли связки тростника. Каждая из них состояла из 52 стеблей, символизируя связывание лет.
Тем временем простые жители выходили из своих домов и также двигались в сторону горы. Жители отдаленных мест восходили на ближайшие к ним возвышенности, дабы иметь возможность увидеть возникновение нового огня на вершине Серро де ла Эстрелья.
Церемония начиналась не сразу. Жрецы ждали того момента, когда звездное скопление Плеяды будет точно в зените. Как только это происходило, верховный жрец в костюме Шиутекутли вырезал сердце из груди жертвы. В пустое отверстие в груди помещалось дощечка и палочки для добычи огня трением. Верховный жрец приступал к процессу розжига, а все вокруг следили, затаив дыхание: если пламя не появится, то конец света неизбежен, и всех людей поглотят монстры Цицимиме.
К счастью, пламя всегда разгоралось. С помощью этого нового огня разжигали огромный костер, дабы все вокруг могли увидеть, что церемония завершена, и люди могут спокойно жить следующие 52 года.
Увидев свет на горе, индейцы радовались, кричали, протыкали уши и плескали вытекающую кровь в сторону горы, как подношение богам. Весь следующий день, после короткого утреннего поста, люди будут праздновать наступление нового века из 52-х лет.
Пламя переносили в Теночтитлан в храм Уицилопочтли на вершине Темпло Майор. Гонцы разносили зажженные факелы по всем храмам огня, передавая огонь из рук в руки. Из этих храмов желающие забирали частицу пламени в домашний очаг.
Таким образом, от костра, разожженного в грудной клетке жертвы, все источники огня разжигались заново каждые 52 года. Мир полностью обновлялся.
A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат.
Источник: https://www.a-gallery.ru/post/aztec-new-fire-ceremony
Источник:
- Истории знакомств, которые привели к долгим и серьёзным отношениям
- "Очнулась, когда уже отдавала свою золотую цепочку": пользователи рассказали, как попались на развод цыганок
- Что бывает, если пить радий на протяжении трёх лет
- Ситуации, в которых люди почувствовали себя неловко из-за собственной невнимательности
- Нелепые причины, по которым людям отказали в работе
Первый - поперек тела под ребрами, вдоль диафрагмы. Этот способ использовали ацтеки при массовых жертвоприношениях. Жертву клали спиной на большой камень, руки и голову прижимали к земле четыре помощника жреца. Специально обученный человек вонзал нож в середину тела и делал поперечный разрез, а затем вынимал сердце из-под ребер рукой или серповидным ножом.
При таком методе вскрытия грудной клетки не нужно было разрезать ребра, и на костях людей, убитых таким способом, нет следов операции. Только в одном скелете из захоронения в мексиканском Мичоакане нашли свидетельство вырезания сердца: две царапины на грудине. Чаще встречаются следы от ножа, с помощью которого вынимали сердце: на внутренней поверхности ребер и позвонках.
Второй способ - разрез между ребрами. Для жертвоприношения таким способом человек должен был стоять на коленях или сидеть на скамье перед жрецом. Острый каменный нож вонзали между четвертым и пятым левыми ребрами и прорезали щель. Затем кости с усилием раздвигали, чтобы обнажить сердце. Процедуру восстановили по скелету, который нашли при раскопках следов культуры майя Яксуна.
Науа (народ Мезоамерики, к которому относились ацтеки) в позднем периоде использовали третий способ вырезания сердца. Они разрезали грудину поперек, от соска до соска, так что бьющееся сердце буквально выскакивало из груди. Разрезанные пополам грудные кости находили в большом количестве в различных захоронениях Мезоамерики. Свидетельства третьего способа разрезания груди находят на изображениях ацтекского божества Шипе-Тотека и в описаниях посвященного этому богу праздников.